среда, 18 июня 2014 г.

Пробуждение души


Картина «Пробуждение души» (или – более распространенный перевод – «проснувшаяся стыдливость») затрагивает неприличную с точки зрения викторианской морали тему женщины на содержании. Хант изобразил комнату, которой был придан вид «фатальной новизны», означающий, что жилье снято для девушки любовником-покровителем – Хант специально снял комнату в одном из «maison de convenance», проще говоря, в доме где мужчины могли беспрепятственно встречаться с любовницами.
Идея написания картины пришла Ханту после прочтения «Дэвида Копперфилда» Ч. Диккенса. Художник был впечатлен историей малютки Эмли, которая бежала за границу с богатым аристократом, якобы влюбленным в нее, но в итоге оказавшаяся в публичном доме. Но Хант не планировал делать иллюстрацию к роману – встреча племянницы и дяди, конечно, очень трогательна, но не смогла бы передать добровольное решение измениться и начать новую достойную жизнь.


Сейчас осень – об этом говорит отражение в зеркале на стене, но живой природы как таковой на картине нет. Только что пара музицировала – они пери романс «свет дней былых» на стихи Томаса Мура и в какой-то момент строки вызвали у девушки воспоминания о невинном прошлом и напомнили о двусмысленности ее положения. Мужчина раздосадован тем что приятное времяпрепровождение было так неожиданно прервано и не принял всерьез этот душевный порыв девушки.
Картина, как, впрочем, и все картины Уильяма Ханта, насыщена деталями, говорящими о положении девушки. Самая яркая, пожалуй, кот и птица, чьи позы напомниают позы мужчины и женщины. Прерафаэлиты часто вводили в картину изображения животных, чтобы подчеркнуть идею или намекнуть на дальнейшую судьбу героев. Птичке удалось ускользнуть из кошачьих лап, а значит судьба героини изменится к лучшему с этим духовным прозрением. Рядом лежит перчатка – намек на то, что чувства мужчины лишь кажутся искренними, но на самом деле, как только нынешняя любовница ему надоест, она будет отброшена ради другой. На полу лежит партитура романса «Бесполезные слезы» на стихи А. Теннисона, говорящая об утраченной невинности, смерти при жизни. 


Картину сопровождали цитаты из библии «как он снимает одежду в холодную погоду, так он поет песни печальному сердцу» . Художник писал, что эти «слова…вызвали желание показать как человек, способствовавший падению девушки, мог сам неосознанно оказаться посредником для передачи божественного послания» . Иными словами человек, толкнувший девушку на неверный путь и способствовавший ее падению, мог невольно оказаться причинной пробуждения стыда и нравственности.
Зрители не рассмотрели в картине ни религиозного подтекста, ни какого бы то ни было пробуждения души. Друзья-прерафаэлиты решили, что картина – великолепная сатира на современные нравы, что-то в духе «Карьеры проститутки» или «Модного Брака» Хогарта. Посетители королевской академии и критики не поняли (или просто постеснялись понять) замысел – в академической живописи падшие женщины изображались с осуждением, как раз и навсегда потерянные для приличного общества. Картина Ханта викторианским воззрениям никак не соотвтествовала, посему героев считали то поссорившимися мужем и женой (хотя именно обручального кольца на пальце женщины нет), то ругающимися братом и сестрой. Тогда Ханту пришлось, чтобы раскрыть духовный смысл, поместить в каталоге еще одну цитату из библии «укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; скажите робким душою: будьте тверды и не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение и воздаяние Божие; Он придет и спасет вас».

Комментариев нет:

Отправить комментарий