воскресенье, 18 мая 2014 г.

Клара и Сидония фон Борк


«Клара фон Борк» и «Сидония фон Борк» были задуманы Эдвардом Берн-Джонсом как парные. Сюжет взят из новеллы Вильгельма Мейнхольда «Монастырская колдунья Сидония фон Борк», переведенной на английский язык в 1847 г. . Согласно истории, Сидония была самой красивой и богатой девушкой в Померании. Когда пришло время выходить замуж, она возгордилась своей красотой и решила, что только герцог или князь достоин ее руки и отправилась ко двору герцога Померании. Один из семи князей влюбился в Сидонию и пообещал жениться на ней, но остальные князья уговорили его остановить свой выбор на принцессе Брауншвейгской. Сидония решила навсегда отказаться от замужества и ушла в монастырь, но вместо того, чтобы обратить свои мысли к богу, она изучала черную магию, а вместо Библии читала романы, в которых были описаны примеры мести за измену . Сидония изображена в профиль, с хищным взглядом обернувшейся на зрителя. Ее выражение лица настолько искажено злобой, что, несмотря на красоту черт, ее внешность скорее вызывает неприязнь, чем привлекает. В Сидонии фон Борк как нельзя лучше воплощен прерафаэлитский идеал роковой женщины, с одной стороны ставшей жертвой, с другой стороны сильной и ищущей отмщения за обманутые чувства.
Изображая Монастырскую ведьму, Берн-Джонс практически точно следует сохранившемуся в истории описанию: ее рыжие волосы убраны в сетку по моде XVI века - именно в это время жила аристократка Сидония фон Борк, чья история и была положена в основу новеллы.
Колдунья одета в платье, прототипом которого стал наряд Изабеллы Д’Эсте на портрете кисти Джулио Романо . 


Но верхнее платье напоминает не красивое плетение, как на оригинальном платье, а скорее клубок змей. Интересно, что Берн-Джонс не только заимствовал костюм, но и композицию в целом: в центре изображена главная героиня, на заднем плане пространство комнаты героини с дверным проемом, за счет которого передается глубина пространства.
 

Схожая композиция и у «Клары фон Борк», однако изображение отличается более ярким колоритом. Клара приходилась Сидонии двоюродной сестрой, потому некоторое сходство бесспорно, но лицо Клары выражает благочестие и невинность. Она изображена держащей в руках птенцов, пытаясь защитить их от черного кота своей кузины-колдуньи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий