пятница, 28 февраля 2014 г.

Мирская икона Данте Габриэля Россетти: Beata Beatrix

После смерти Элизабет Данте Габриэль был безутешен. Он бежал из дома, где умерла его любимая Лиззи, и поселился на Чейни-уок. Еще при жизни Россетти стал легендой - его лондонское жилище было обставлено экстравагантной мебелью, а в саду художник задался целью устроить подобие райского сада с экзотическими птицами и животными. Но он вел уединенный образ жизни, допуская к себе лишь друзей и родственников, а потому большинству оставалось только гадать, что творится за стенами дома в Челси.
Россетти старался забыться, но мысль о том, что это он виноват в смерти Лиз, преследовала его. Трагические истории любви еще с детства интересовали Данте, потом он избрал свою Лиззи на роль Беатриче... Так мог ли Россетти подсознательно желать ей страданий и смерти?
При жизни Лиз часто появлялась на акварелях - иллюстрациях к "Божественной комедии" или "Новой жизни", но после смерти параллель между Лиз и возлюбленной Данте Алигьери достигла своего пика.
Нелепо получилось, неправда ли? Россетти запретил собратьям писать Лиз, меж тем среди картин созданных его рукой более известен не прижизненный, а посмертный портрет супруги - Beata Beatrix (Беатриче Благословенная).
 
На самом деле картина была задумана еще до смерти Элизабет: Данте Габриэль хотел изобразить жену в образе дантовской возлюбленной на фоне итальянского пейзажа в духе ренессансных портретов. В 1863 году он написал одной из покровителей прерафаэлитов, что нашел незаконченную картину и желает ее завершить.
Россетти использовал оставшиеся у него наброски из своего "ящика, полного гуггумз", хотя легенда гласит, что идея "Beata Beatrix" появилась у художника в тот же самый момент, когда он увидел жену лежащей без сознания, и... Данте Габриэль, рисовал и рисовал портреты умершей жены, не в силах смириться с утратой. Романтическая легенда. Хотя и мало вероятная.

Но теперь идея полотна была совсем иной - образ Беатриче слился с образом Лиззи настолько, что довольно трудно определить, где заканчивается история любви прославленного флоренитинца и где начинается повествование о трагической судьбе художника и его возлюбленной.

"Картина должна, конечно, рассматриваться не как момент смерти Беатриче, но как идеальное воплощение сюжета, символизирующее транс или внезапное преображение. Беатриче явно увлечена небесами, достославно созерцая лик того, кто благословен во веки веков (как пишет Данте в конце "новой жизни" сквозь закрытые веки".
Беатриче одета в красное платье цвета надежды и зеленую накидку цвета печали - именно такие одеяния она, согласно "Божественной комедии" будет носить в Раю.
Часы застыли на отметке "девять" - это число не разу упоминается в "Новой жизни" и красной нитью проходит через историю Данте и Беатриче - он встретил ее в конце своего девятого года, а ей только исполнилось девять. Кроме того это число было дружественно возлюбленной поэта, ведь в день ее рождения "все девять движущихся небес были в совершеннейшем единстве". Девять - это и дата смерти Беатриче 9 часов 9 июня 1290 года.
С небес к ней спускается фантастическая птица с красным оперением. Вокруг птичьей головки тонки золотой круг нимба. Символ святого духа? Или попытка показать, что смерть Лиззи - не самоубийство, а ужасная случайность? Сам Россетти писал, что эта птица, роняющая белый мак в ладони, сложенные в молитвенном жесте - "посланник Смерти", но судя по нимбу - это не только посланник смерти, но и посланник небес. Птица напоминает о богине любви Венере (и цвет любви, как известно - красный), и о мифической птице феникс, которая умирает чтобы вновь возродиться. Птица похожа на голубя - так Данте Габриэль называл Лиз и возможно что образ голубя в его сознании так же неразрывно связан с образом жены, как число "девять" с Беатриче в "Новой жизни" Данте Алигьери. 

На заднем плане две фигуры: одна задрапирована в красное - это Любовь из сна Данте, в котором она кормила Беатриче пылающим сердце поэта, прежде чем увести на небеса. Но пламя в руках любви может быть и пока еще горящим огнем жизни Беатриче.
сам Данте (но кто из них: флорентинец или его викторианский тезка?) в серых одеждах, символизирующих надежду и скорбь.Он один не излучает света, оставаясь в тени, и кажется, более всех персонажей похож на едва различимые очертания. В его руках книга: "Божественная комедия"? "новая жизнь"? А может быть тот самый томик стихов, который был захоронен на Хайгейтском кладбище?
пейзаж на заднем плане лишь намечен. Все вокруг Элизабет-Беатриче окутано дымкой и невозможно различить, где происходит действие картины: во Флоренции или Лондоне. На первый взгляд кажется, что Беатриче сидит на балконе, за ее спиной несет свои воды река Арно, а с купола Санта Мария дель Фьоре льется на нее мягкий свет, создавая ощущение ореола. Но с тем же успехом это может быть Собор святого Павла. Темза. И мост Блэкфрайарз, известный малоприятными историями о самоубийцах [этот мост Россетти изобразил на картине "найдена"].
Размытые очертания непривычны для живописи Россетти. В данном случае они призваны подчеркнуть мистицизм сюжета, это неопределенное положение Элизабет-Беатриче между жизнью и смертью. Туманность изображения, возможно, отражает интерес Россетти к спиритизму, к которому он обращался чтобы установить связь с душой умершей жены. В викторианскую эпоху спиритизм был на пике моды - не просто паранормальным явлением, а даже некоей формой религии, которой доверялись такие же страдальцы как Россетти, желающие вновь поговорить с безвозвратно ушедшими родственниками.
На золотой аскетичного вида раме изображено четыре медальона - восходящее солнце, звезды, полумесяц и морской пейзаж. Эти изображения отсылают зрителя к заключительным словам "Божественной комедии" - "Любовь что движет солнце и светила". Кроме того на раме выгрвированы слова "quomodo sedet sola civitas" (как одиноко сидит город) - цитата из плача Иеремии, так по воспоминаниям Данте Алигьери Флоренция встретила смерть Беатриче.
Позже было создано несколько реплик в разных техниках 



Версия 1872 года имеет пределлу - подножие, которое характерно скорее для алтаря, чем для мирской картины. Будто бы в качестве покаяния перед умершей женой и в назидание самому себе Россетти изобразил сюжет из "Божественной комедии" - встречу Данте и Беатриче в Чистилище, когда та упрекала поэта в непостоянстве.

Последняя - картина маслом, начатая в 1877 году оставалась незавершенной на момент смерти художника. Форд Мэдокс Браун завершил последнюю "Беатриче Благословенную", но некоторые детали были изменены - "посланник смерти" стал кротким белым голубем с красным маком в клюве, фон стал более четким, но вот образ Беатриче почти утратил черты Элизабет.
М

Комментариев нет:

Отправить комментарий