суббота, 1 февраля 2014 г.

Элизабет Сиддал. Путь в мир прерафаэлитов

Элизабет Сиддал – пожалуй, одна из самых известных натурщиц прерафаэлитов. Даже если вы не слышали раньше это имя, почти наверняка вам знакома история о том как рыжеволосая модель едва не утонула, позируя для образа Офелии. Или, быть может, вам вспомнятся черты ее лица в образе Беатриче, созданном Данте Габриэлем Россетти?
Элизабет Сиддал родилась 25 июля 1825 года в доме номер 7 по Чарльз стрит (ныне 7 Greville street). Семейство Сиддал принадлежало скорее к верхам низшего класса, но с претензией на средний класс. Отец Элизабет был уверен, что является законным владельцем гостиницы «Crossdaggers» (Скрещенные кинжалы) в Дербишире и потратил немало средств и времени чтобы это доказать, пока однажды кто-то из членов семьи не бросил все документы в огонь чтобы наконец положить конец этому гиблому делу. И все же все дети семьи Сиддал росли со знанием что они что-то из себя представляют и, возможно, обладают врожденным благородством, путь их отец и зарабатывает изготовлением столовых приборов.
С детства Лиззи помогала матери и сестрам в пошиве платьев, а когда достаточно подросла, устроилась в шляпную мастерскую миссис Тозер в районе Ковент-Гарден. Там ее в 1849 году заметил поэт Уильям Аллингэм: внешность девушки его не впечатлила, но про себя он отметил, что эта бледная рыжеволосая модистка вполне подошла бы в качестве модели для его друга Уолтера Деверелла.


Последний работал над картиной по пьесе Шекспира «Двенадцатая ночь» и никак не мог найти подходящую кандидатуру для образа Виолы. Когда художник пришел в шляпную мастерскую, он сразу понял что он нашел ту, что так долго искал. Но тут же появилась другая проблема: позировать для картины художника в викторианскую эпоху было сродни проституции, если не хуже. Как же убедить мисс Сиддал принять предложение? Уолтер решил действовать через свою мать: миссис Деверелл отправилась к матери Элизабет. Убеждение не заняло много времени. Конечно, работать натурщицей далеко не самое благородное занятие, но жизнь Лиззи не сулила никаких перспектив (меж тем девочка была увлечена живописью и поэзией), да и работа эта легче и лучше оплачивается.
«двенадцатая ночь» открыла для Элизабет мир прерафаэлитов и положила начало ее любовным отношениям с Данте Габриэлем Россетти (он появился на картине в образе шута Фесте). Существует легенда, что Деверелл попросил Россетти помочь ему: у художника никак не получалось достоверно передать цвет волос модели. Когда Россетти пришел в мастерскую к другу, он был поражен красотой «чудесного существа», с королевской статью и волосами «цвета испанского золота»


Но прославили Элизабет более поздние работы прерафаэлитов, среди которых знаменитая «Офелия» Миллеса и многочисленные рисунки и полотна Россетти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий